MOTO.com.ua
events
0
Події
Погода: Київ
29.03, 00:18
44
+12 °С
Вітер: 4 м./с., Пд-З
НовиниФорумОголошенняЖурналКаталогПривалКалендар
Реєстрація Вхід
?
Увійти
Допоможіть Армії, наближайте нашу Перемогу!
Журнал
Всі
Авторське
Досвід
Заходи
Подорожі
Про все
Ремзона
Вихлопна система
Двигун
Довідник
Електрообладнання
Підвіска
Система живлення
Трансмісія

Устройство и обслуживание аккумулятора

Автор: GiS
facebook twitter email
     Что такое аккумулятор? Аккумулятор является обратимым источником тока. Он способен отдавать потребителям электроэнергии ранее запасенное в нем электричество. Аккумуляторы бывают разной емкости и с разным номинальным напряжением.

     Емкость - это количество электричества, которое он может накопить или отдать, и выражается в ампер-часах. Например, во многих мотороллерах с рабочим объемом до 50 см3 установлены батареи с напряжением 12В и емкостью 4 А.ч. (ампер-часа).



     Зачем нужен аккумулятор в мотороллере? А нужен он для его запуска (заводки) с помощью стартера, а также для работы поворотов, звукового сигнала, стоп-сигнала, датчиков уровня топлива и масла тогда, когда скутер еще не заведен, но ключ зажигания повернут в положение ON. Аккумулятор не участвует в искрообразовании практически во всех скутерах, и может заводиться кикстартером и ехать без него.
     Срок эксплуатации аккумуляторов ограничен, и при правильном уходе и токах заряда-разряда, составляет в среднем от 3 до 5 лет и даже больше.

     Существует три основных типа аккумуляторов: обслуживаемый, малообслуживаемый и необслуживаемый. Хотя и за необслуживаемым нужно следить :)

     Аккумулятор, требующий обслуживания - это кислотный аккумулятор, поставляющийся заводом изготовителем в продажу сухозаряженный. Почему сухозаряженный, мы расскажем ниже.
     Такие аккумуляторы применялись в более старых типах мотороллеров и могут устанавливаться в более новые в случае замены отслужившего свое и пришедшего в негодность штатного. Данный тип аккумулятора относительно недорогой, но довольно привередливый в обслуживании.
     Возьмем для примера аккумулятор с рабочим напряжением 12 В. Он состоит из 6 отдельных и изолированных между собой аккумуляторчиков (так называемых банок), и напряжением по 2 В каждый. Все 6 банок соединены между собой последовательно (смотрите на рис. 1 массивные свинцовые перемычки).


Рисунок 1

Отсюда и 12 В. Так, если аккумулятор имеет рабочее напряжение 6 В (такие установлены на некоторых моделях скутеров Ямаха), то таких банок 3.
     Каждая из банок аккумуляторной батареи имеет для этого два электрода - положительный и отрицательный. Положительный электрод представляет собой пакет свинцовых решеток (пластин) с активной массой из двуокиси свинца, а отрицательный - решетки (пластины) с активной массой из губчатого свинца.
     Оба пакета вставляются друг в друга, а чтобы между пластинами не произошло короткого замыкания, ставят пластины из диэлектрического материала (рис. 2). Далее каждый набор таких пластин помещается в отдельную банку, наполненную электролитом.


Рисунок 2

Электролит - это смесь дистиллированной воды (ни в коем случае не из-под крана!) и серной кислоты в определенной пропорции.
Такой раствор можно приобрести в авто магазине или приготовить самому.
     Пропорции для смешивания воды и кислоты для приготовления 1 л. электролита показаны в таблице 1:

Плотность
к-во кислоты л.
(плотность 1,83)

к-во воды л. 
1,21
0,204
0,836
1,22
0,215
0,826
1,23
0,227
0,814
1,24
0,237
0,808
1,25
0,248
0,798
1,26
0,253
0,793
1,27
0,268
0,780
1,28
0,280
0,768
1,29
0,291
0,758
1,30
0,302
0,748
1,31
0,313
0,738
1.34
0,347
0,704

     ВНИМАНИЕ! При смешивании кислоты и воды нужно обязательно вливать кислоту в воду тонкой струйкой! При растворении серной кислоты в воде выделяется теплота, которая при резком вливании всей кислоты, может вызвать либо плавление пластиковой посуды либо разрушение стеклянной!
     Операция приготовления должна проводиться в проветриваемом помещении и в резиновых перчатках. Попавшую кислоту или электролит на участки кожи, быстро смойте большим количеством теплой воды с применением мыла!!! Смешивать раствор можно только в стеклянной или пластиковой посуде. Ни в коем случае не железной!
     После смешивания, плотность следует проконтролировать специальным прибором - ареометром, например показанным на рис. 3.


Рисунок 3

     Плотность электролита при эксплуатации скутера в разных климатических условиях отличается, но так как на скутерах катаются в весенне – летне - осенний период, то плотность раствора, залитого в аккумулятор должна составлять 1,25 - 1,26 г/см3.
     Если же вы любите экстрим и планируете гонять круглый год, плотность нужно довести до 1,27 - 1,28 г/см3. Заметьте, что плотность измеряется при температуре раствора 20оС. Если при ее измерении, температура электролита отличается от 20оС, то в показания нужно вносить поправку. А зачем вам это надо? :о)
     Еще плотность, измеренная ареометром прямо из банки аккумулятора, зависит от разряда батареи. Чем она ниже, тем глубже аккумулятор разряжен. В таблице 3 показано, какая плотность электролита соответствует какому ее разряду.
Плотность электролита в г/см3 заряд:

 Уровень заряда  
  100%  
  75%  
  50%  
 Плотность  
1,25
1,23
1,19

     Новый обслуживаемый аккумулятор идет сухозаряженный, т.е. с не залитым электролитом, и после наполнения им банок, аккумулятор можно уже через пару часов начинать эксплуатировать. Заряд после этой операции становится хоть и не максимальный, но уже достаточный для установки в мотороллер. Хотя, все же, после наполнения электролитом, его желательно зарядить.
     В данном типе аккумулятора нужно обязательно следить за уровнем электролита и его плотностью хотя бы раз в 2-3 месяца. Уровень нужно контролировать по двум меткам, нанесенным на батарею. Раствор должен быть между ними. Если уровень ниже нормы, нужно найти причину почему. При выплескивании электролита, просто добавляем свежую порцию с номинальной плотностью. При перезаряде аккумулятора, электролит кипит и вода испаряется, в таком случае - просто добавь воды! :-) Плотность проверяется, когда аккумулятор полностью заряжен и должна быть номинальной. Если она отличается от номинальной, добавляем или дистиллированной воды - чтобы уменьшить плотность или электролит с увеличенной плотностью (1,34 г/см3) - чтобы увеличить. Затем, ставим аккумулятор на десятиминутную подзарядку, для хорошего смешивания долитой воды или электролита, замеряем плотность и, если уровень раствора выше нормы, отсасываем ареометром лишнее из банок.

     Что касается малообслуживаемого аккумулятора, то он отличается от обслуживаемого тем, что поставляется заводом изготовителем с уже залитым электролитом. Уход за ним нужен почти такой же как и за обслуживаемым.

     Необслуживаемый - это аккумулятор, не требующий дополнительного обслуживания. Поставляется заводом изготовителем заряженный, не требует контроля или доливки электролита. Есть и аккумуляторы построенные немного по иной схеме. В их банках нет бултыхающегося в разные стороны электролита и они могут принимать любое положение в пространстве, т.е. его можно ставить хоть вверх тормашками :-). У таких аккумуляторов низкий саморазряд, т.е. если его оставить заряженным и принудительно не разряжать, он очень долго остается заряженным. Основной уход за ним - это держать в чистоте и соблюдать правильный цикл заряд-разряд.

     Как правильно заряжать аккумулятор? Во первых, его зарядный ток не должен превышать 1/10 от его емкости. Например, если емкость аккума равна 4 А.ч. то оптимальный ток заряда равен 0,4 А. Следует учесть, что чем меньше ток заряда, тем меньше нагрузка на аккумулятор и тем дольше он прослужит.
     Если зарядный ток принять как 1/20 емкости батареи, то он будет составлять 0,2 Ампера. Сколько времени нужно заряжать аккумулятор? Так как КПД заряда составляет максимум 85%, остальные 15% уходят на сопротивление, нагрев аккумулятора при заряде, химические реакции, то время заряда можно высчитать по формуле (при условии, если батарея разряжена полностью):

Tз = Qa/(0.85*Iз)*(Qр/100) 

Где: Tз - Время до полного заряда в часах;
        Qa - Емкость аккумулятора в Ампер часах;
        Iз - Ток заряда;
        Qр - Разряженность аккумулятора в процентах;

Если в формулу подставить данные из примера выше, с учетом что ток заряда равен 1/10 и батарея разряжена полностью, т.е. на 100%, то получится:

 4/(0.85*0.4)*(100/100) = 11.6 часа  

     При эксплуатации аккумулятора, его износ увеличивается и КПД падает. Поэтому пропорционально с его старением растет и время до достижения полного заряда. Об окончании заряда свидетельствует интенсивное газовыделение в виде бульбашек, что хорошо видно когда аккумулятор сделан из полупрозрачного пластика. Сильное кипение какой либо одной или нескольких банок сразу после начала подзарядки, свидетельствует о том, что аккумулятор серьезно неисправен. Это может быть обрыв одного из контактов кипящей банки внутри батареи, сильная засульфатированность, осыпание пластин, их замыкание и другие причины. Эти неисправности сопровождаются пониженным напряжением на контактах аккумулятора и (или) низким пусковым током. Исправить все это практически невозможно и скорее всего вам придется заменить батарею.

     Как правильно зарядить аккумулятор скутера, если у вас есть зарядное устройство к автомобильному, которое дает очень большой зарядный ток? Ведь многие из них не позволяют его регулировать в больших пределах. Самый простой способ его ограничить - последовательно с зарядным устройством и аккумулятором подключаем лампочку на 12В в разрыв любого из проводов,  как показано на рисунке 4:

 
Рисунок 4

Все что нужно подобрать, это мощность лампочки. Ее можно вычислить по формуле:

Pл = Iз * 12  

Где:     Pл - мощность лампочки, которую требуется рассчитать;
            Iз - рассчитанный оптимальный зарядный ток;
Опять таки, из примера с аккумулятором 4 А.ч. и оптимальным зарядным током 0.4 А нужна лампочка:

0.4 * 12 = 4,8 Ватта 

     Значит ставим стандартную лампочку на 12В и 5 Ватт, так как на 4,8 Вата лампочки мне не встречались.
     Если у вас аккумулятор на 6 Вольт, то таким образом и его можно заряжать от 12-ти вольтового зарядного устройства. Но в данном случае вам нужно особо строго следить за временем заряда и напряжением на клеммах. Заряд можно считать законченным, если напряжение достигнет 14,4 Вольт (для 6-ти вольтового аккумулятора - 7,2 Вольт).
     И последнее, следите за тем, что бы аккумулятор был чистым. С ним и приятно работать и много других преимуществ!

Удачи!
like
good
bad
shockingly
Фото 1/5
03.02.2003 р., переглядів: 7955
Подібні статті

Стандартные размеры ремней вариатора Bando и Mitsuboshi
Стандартные размеры ремней вариатора Bando и Mitsuboshi

Стандартные размеры ремней вариатора скутеров Suzuki
Стандартные размеры ремней вариатора скутеров Suzuki

Стандартные размеры ремней вариатора скутеров Yamaha
Стандартные размеры ремней вариатора скутеров Yamaha

Стандартные размеры ремней вариатора скутеров Honda
Стандартные размеры ремней вариатора скутеров Honda

Устройство и принцип работы редуктора
Устройство и принцип работы редуктора

Коментарі8
Avatar 24moto
24moto 24.01.2009 р.
To -> majore87. Вероятность запуска мототехники после морозов зависит от того, как и долго ли АКБ использовалась. Если АКБ до 1 года, то даже если при запуске она не сможет крутить стартер, то с кикстартера технику завести можно. Что бы добраться к АКБ нужно пластик снимать. Если это возможно, то заводи технику с кикстартера хотябы раз в неделю на 10-15 минут и подзаряда АКБ не нужно.
Avatar Dart
Dart 14.06.2010 р.
А какие опознавательные знаки акумуляторов : обслуживаемый, малообслуживаемый и необслуживаемый. Как узнать то?
Avatar stalker338
stalker338 01.09.2012 р.
На новой дельте родной аккумулятор вылетел почти через месяц.
Купил новый, поставил - проходил 2 недели.
За третьим разом один продавец посоветовал попробовать гелевый, а я к тому же вместо 4Ач взял 6Ач (крепление естественно переделал). Так вот - пошёл четвёртый год, заводится со стартера даже зимой, и вообще никаких намеков на усталость.
Avatar otinaf78
otinaf78 02.04.2013 р.
выкипает акум,померял мультиметром на средних оборотах ген выдает 19-22в.(ВОЗМОЖНО МЕРЯЛ не правельно,завел,накинул на клемы прибор получил цифры) подскажите как выличить,батарея умирает за сезон!заранее благодарствую.
Avatar LiN
LiN відповів для otinaf78 05.04.2013 р.
Правильно ты мерял, меняй выпрямитель-регулятор на фирменный, а тот пойди и засунь в .... тому кто тебе его продал. на аккумуляторе напряжение должно быть 14,2-14,8 и не больше-при правильно работающем выпрямителе-регуляторе.
Avatar dendjuice
dendjuice 09.04.2013 р.
у меня зарядка на ней написано 12v 1000 мач. Можно ли ней заряжать мой акумулятор 12в 5а?
Avatar LiN
LiN 02.04.2015 р.
эти зарядки через лампочку нельзя= они должны непосредственно получать информацию с АКБ.
Avatar sashapetrash
sashapetrash 04.12.2013 р.
подскажите. У меня гелевый но он уже сухой и недержит заряд,можно дабовлять дисцелировоную воду?
Тюль купить недорого в Украине
купить телефон в Одессе со склада, Украина
купить инсталляцию для унитаза в Одессе, магазин сантехники
© 2001-2024, MOTO.com.ua - все про мотоцикли та скутери!   Зворотній зв'язок   Про нас   Реклама на сайті   Магазин