По поводу получения Украиной Томоса
У кацапов до сих пор пердаки горят о якобы неканоничности получения Томоса.По этому поводу разъяснения специалиста по каноническому праву монаха Диодора.
Цитата:Русская православная церковь провозгласила свою автокефалию самостоятельно в 1441 году, отказавшись принимать униатского митрополита
Исидора. За два года до этого на Ферраро-Флорентийском соборе была
заключена уния с Римской католической церковью, согласно которой
православная церковь должна была признать католические догматы и власть
папы, при условии сохранения своих обрядов. В 1448 году без согласования
с Константинополем на московскую кафедру был избран митрополит Иона.
Когда в Константинополе уния была упразднена, московская митрополия все
равно продолжила самостоятельное избрание и поставление своих
первоиерархов в нарушение канонического церковного порядка.
Московскую автокефалию можно считать законной лишь с 1589 года, когда
Русской церкви было дано патриаршество, или даже с 1593-го, когда
автокефалия и патриаршество было признаны всеми четырьмя древними
патриархами.
Если Русская церковь провозгласила автокефалию самостоятельно вопреки канонам, то почему Украинская церковь не может
поступить так же — особенно, если другого пути к обретению автокефалии
не прослеживается?
Константинополь исходит из того, что Украина, переданная во временную юрисдикцию Московскому патриархату, никогда в реальности не
переставала быть частью Константинопольской церкви. Два документа 1686
года, на которых, собственно, основывается идея принадлежности Киевской
митрополии Московскому патриархату, содержат такие условия:
1. Митрополит Киева может, «если случится нужда» (имеется в виду война
или смута), хиротонисаться (то есть производиться) на свою кафедру от
рук патриарха Московского при условии, если это не может исполнить
патриарх Константинопольский;
2. Патриарх Константинополя, тем не менее, всегда должен поминаться
украинским первоиерархом во время литургии в первую очередь, то есть как
первенствующий иерарх этой церкви (поминовение на литургии — основной
элемент церковного единства в православном мире, который свидетельствует
о юрисдикционной принадлежности той или иной территории).
По мнению Константинополя, которое было высказано недавно на сайте
Константинопольской патриархии, подчинение Киевской митрополии Москве
произошло по икономии (то есть исходя из стесняющих обстоятельств,
временно); ограничивалось лишь дарованием возможности хиротонии
митрополита Киевского патриархом Московским.
Также Константинополь полагает, что данное патриарху Московскому право
хиротонии митрополита Киевского, который, согласно документу, должен
избираться клиром и народом Киевской епархии, указывает на степень ее
автономии, которая определяется Константинополем, а не Москвой.
То есть из документов 1686 года следует, что фактически Москва не имеет права даровать автокефалию Украинской церкви. А именно такое право Москва с какого-то времени присвоила себе в отношении Украинской митрополии.