MOTO.com.ua
events
2
События
Погода: Киев
18.09, 09:43
44
+19 °С
Ветер: 0 м./с., Вост
UA
НовостиФорумОбъявленияЖурналКаталогПривалКалендарьМагазин
Регистрация Вход
?
Войти
Журнал
Все
Авторское
Мероприятия
Обо всем
Опыт
Путешествия
Ремзона
Выхлопная система
Двигатель
Подвеска
Система питания
Справочник
Трансмиссия
Электрооборудование

Устройство и принцип работы вариатора

Автор: GiS
facebook vk twitter google-plus email


    Что такое вариатор? Вариатор – это механическая бесступенчатая передача. Он используется для плавного изменения  частоты вращения ведомого вала. В основном на всех типах мотороллеров установлен клиноременный вариатор. Он состоит из ведущего шкива, ведомого и клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества оборотов двигателя, не реагируя на нагрузки (например при подъеме в гору, нагрузка на заднее колесо увеличивается, а передаточное число остается неизменным), что является одним из его недостатков.



    Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень? Из рисунка слева видно, что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и "вклинивается" в шкив только своими боковыми поверхностями. При износе этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и все равно остается в хорошей сцепке с ним.

    Как изменяется передаточное число? Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается коленвалом) таково, что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше от центра шкива. Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя - тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Этот процесс хорошо виден на этих рисунках:

Двигатель не запущен.



Малые обороты двигателя.



Средние обороты двигателя.



Максимальные обороты двигателя.


    На рисунках показаны также положения клиновидного ремня в разрезе на ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных режимах работы двигателя.

    Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто!
    Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке:



Ведущий центробежный шкив вариатора.
    1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к цапфе (хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный ремень 2 размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы, ролики 4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к щеке 1 и выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и щеки 3 на разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках выше.

    Теперь немного о ведомом шкиве (рисунок ниже).



Ведомый шкив.
    От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет роликов, вместо них пружина (смотрите рисунок справа). В тот момент когда на ведущем шкиве щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на ведомом шкиве щеки (а именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6 установлена жестко и неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3, и ремень опускается глубже, что опять таки видно на режимах работы двигателя выше на четырех рисунках. Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать ремню на более высоких оборотах, на которых нагрузка больше чем на более низких.

     Существуют также более простые модели мотороллеров у которых отсутствует вариатор на ведущем валу. Вместо него установлен простой шкив и передаточное число от него к ведомому фиксированное на всех оборотах двигателя. Такие модели больше 50 км/ч. не развивают и "тупо" набирают обороты с места. Ведомый же шкив у них такой же как и у вариаторных - под пружиной и служит только для натяжения ремня. Единственный плюс такого устройства - ремень служит дольше.

    Дальше вступает в работу автоматическое сцепление, которое находится в сборе с ведомым шкивом, но об этом другая статья.
like
good
bad
shockingly
Фото 1/8
01.11.2002 г., просмотров: 5970
Подобные статьи

Данные о размере и весе роликов вариатора мотороллеров
Данные о размере и весе роликов вариатора мотороллеров

Снятие и установка вариатора Suzuki Sepia
Снятие и установка вариатора Suzuki Sepia

Очистка выхлопной системы от нагаров
Очистка выхлопной системы от нагаров

Устройство и принцип действия двухтактного двигателя внутреннего сгорания
Устройство и принцип действия двухтактного двигателя внутреннего сгорания

Обзор новых поршневых систем к мотороллерам
Обзор новых поршневых систем к мотороллерам

Комментарии7
Avatar Balamut
Balamut 23.04.2009 г.
Мужики поменял ремень взял по размерам такой как и был, поставл, завёл поначалу какаето вибрация была погазовал всё стало на свои места . Только ствиш на землю с подножки начинает глохнуть. Чтото его держет вроде. Подскажите пожалуйста что делать в такой ситуации и на что грешить, может грузики или сцепление хоть что разберать. Спасибо! Скут Vipеr grаn prix 50
Avatar Bukarenok
Bukarenok 24.04.2009 г.
подскажите, пожалуйста, :
"Благодаря пружине 3 клиновидный ремень всегда натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с увеличением оборотов." Ну это при запущенном двигателе.
А если двигатель не запущен ремень все равно должен быть достаточно сильно натянут или не обязательно. Потому что я на своем kanunike при НЕ запущеном двигателе могу верхний и нижний "край" ременя прижать друг к другу. Это нормальное явление или лучше его сменить???
Avatar mayor
mayor 12.07.2010 г.
С шириной ремня разобрались.
А что дает длинна ремня ?
- Чем длиннее, то... ???
- Чем короче, то... ???
Заранее спасибо за ответ.
Avatar kosmas
kosmas ответил для mayor 16.08.2010 г.
чем короче, тем он на раних оборотах будет ехать, но он на много быстрее порвется.
Avatar Dezinermm
Dezinermm 26.11.2011 г.
коментарий к рисунку "ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУЩЕН" - такое положение ремня возникает ТОЛЬКО в случае большого износа ремня (или установке заведомо более узкого) . Производитель специально дает запас на износ , поэтому что на заглушенном двигателе ,что на холостом ходу ремень НЕ лежит на втулке.
Avatar GiS
GiS ответил для Dezinermm 10.04.2012 г.
Читай внимательно: двигатель не запущен и холостые, это одно и тоже, а МАЛЫЕ ОБОРОТЫ это уже не холостые!
Avatar viktor
viktor 02.10.2012 г.
Здравствуй,у меня VIPER fly mx150c и проблема вот в чом.На холостом ходу крутится заднее колесо,идёт какой-то стук или с вариатора,или с редуктора.После 30минут езды если остановился,не могу тронуться,не тянет.Начинаю его разгонять в ручную потом едет.НЕ пойму, что это?Думаю это вариатор,начал искать по магазинам нигде нет.Обзвонил пол УКРАИНЫ
Ремонт авто в Киеве на Кабанчике
техника apple купить в Одессе. Киев, Харьков Украина
mototehnika
© 2001-2021, MOTO.com.ua - все о мотоциклах и скутерах!   Обратная связь   О нас   Реклама на сайте